Сегодняшний выпуск посвящен отрывку из послания апостола Павла к Евреям, Глава 9, стихи 11-14.
Комментирует иерей Роман Миронов.
Текст читает Константин Погодаев
Звукорежиссер: Татьяна Гаврикова
Редактор: Мария Шимко
Главный редактор: Анна Веркулеева
Дизайн: Молодежный отдел Енисейской епархии( Анастасия Шеланкевич )
Технический редактор: Отдел по делам молодежи Новокузнецкой епархии
Автор идеи: диакон Михаил Яхненко
Духовник проекта: иерей Алексей Спицин
Программа подготовлена Волонтерским движением «Сибиряки» при поддержке Ресурсного центра Сибирского федерального Округа по работе с подростками и молодёжью.
============================
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Евр.9:11-14
Основной темой сегодняшнего отрывка послания апостола Павла к Евреям является противопоставление Ветхого Завета и Завета Нового через сравнение ветхозаветной скинии и скинии новозаветной. Иерусалимский храм был, по своей сути, усовершенствованной версией той скинии, которая сопровождала израильский народ во время странствования по пустыне. И разделена она была на две части. В первую часть регулярно заходили священники, приносили жертвы о грехах людей, воскуряли фимиам. В ней находился золотой семисвечник, Стол хлебов предложения и Жертвенник воскурения.
Во вторую же часть – Святая святых – входил только первосвященник и лишь раз в год, чтобы принести жертву о всех людях. Там хранился Ковчег Завета, в котором были скрижали, на которых были написаны десять Заповедей Божиих, сосуд с манной и жезл Аарона.
С очищением от грехов крепко связано жертвоприношение. Для нас это сейчас не совсем понятно. Мы привыкли к другим отношениям с Богом. Но адресаты послания четко знали, что грех связан с кровью. Грех — это смерть. Смерть через пролитие крови, которая является носителем жизни. Так вот, ветхозаветному первосвященнику нужно было ежегодно входить во Святая святых, чтобы попросить Бога о прощении грехов народа. То есть сама скиния, ее жертвы и жертвоприношения ветхозаветного священства несовершенны и недостаточны. Они являлись лишь прообразом и подготовкой.
Так вот, противопоставляется все это скинии новозаветной — нерукотворенной. Здесь «скиниею нерукотворенною» Апостол называет человеческое естество, которое воспринял на Себя Владыка Христос. Ибо не по закону брака рождается, но Всесвятой Дух уготовал скинию. Входит Первосвященник в Скинию новозаветную и кровью Своею очищает от грехов всех и навсегда. Бог приносит Себя в жертву о людских грехах через пролите Крови.
Простое сопоставление Крови Христовой с кровью ветхозаветных козлов и тельцов дает Апостолу новый случай вывести существеннейшее и высочайшее преимущество Нового Завета пред Ветхим. Если там окропление кровью тельцов и козлов считалось освящением для тел оскверненных и возвращало утраченную оскверненным способность служить Богу, то тем более Кровь Христова способна очищать совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!
Вот что святитель Иоанн Златоуст говорит об этих словах апостола Павла: «Если, говорит, кровь волов может очищать плоть, то гораздо более кровь Христова может омыть нечистоту души. Чтобы под словом – «освящает» ты не разумел здесь чего-нибудь важного, он объясняет и показывает различие того и другого очищения, как последнее высоко, а первое низко, – и справедливо, – потому что там была кровь волов, а здесь (кровь) Христова. Впрочем, он не удовольствуется именем (Христа), но излагает и способ принесения Им жертвы: «Ибо если, – говорит, – Духом Святым принес Себя непорочного Богу», т. е., эта непорочная жертва была чиста от грехов. А выражение: «Духом Святым» показывает, что она принесена не при посредстве огня, или чего-нибудь другого. «Очистит – говорит, – совесть нашу от мертвых дел». И хорошо сказал: «от мертвых дел», потому что как там, если кто прикасался к мертвецу, осквернялся, так и здесь, если кто прикасается к мёртвому делу, оскверняется в совести. «Для служения, – говорит, – Богу живому и истинному». Здесь он выражает, что совершающий мертвые дела не может служить живому Богу. Справедливо говорит: «Богу живому и истинному», означая, что и приносимое Ему должно быть таково же; следовательно, приносимое нами живо и истинно, а приносимое иудеями мертво и ложно, – и это справедливо».
Иерей Роман Миронов, г. Тула
Программа подготовлена Волонтерским движением «Сибиряки» при поддержке Ресурсного центра Сибирского федерального Округа по работе с подростками и молодёжью.